俄罗斯二审法院撤销中国公民驱逐出境判决





Судья Максимов М.К.                                            

Дело № 7-4093/2020

РЕШЕНИЕ

20 марта 2020 года                                                                                                                город Москва

 

Судья Московского городского суда Буренина О.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Кузьмина Д.В. на постановление судьи Никулинского районного суда Москвы от 02 марта 2020 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ в отношении гражданина Китайской Народной Республики  ***,

 

УСТАНОВИЛ:

 

28 февраля 2020 года в отношении гражданина Китайской Народной Республики (далее КНР) *** инспектором ОПНТД ОКСМ УВМ ГУ МВД РОССИИ по г. Москве составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст.18.8 КоАП РФ, дело передано на рассмотрение в Никулинский районный суд Москвы, судьей которого вынесено указанное выше постановление о привлечении гражданина КНР *** к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере *** рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации.

В жалобе, поступившей на рассмотрение в Московский городской суд, защитник Кузьмин Д.В. просит об изменении вышеназванного постановления в части назначенного судом дополнительного наказания в виде административного выдворения, ссылаясь на приведенные в жалобе доводы, в том числе на то, что *** покинул помещение изоляции по крайней необходимости, допущенное нарушение не повлекло негативных последствий, не создало условий распространения инфекции, наличие которой у *** не установлено; *** является студентом 4 курса МГУ,  положительно характеризуется по месту учебы, ранее к ответственности за нарушение Российской Федерации, в том числе миграционного законодательства, не привлекался.   

В судебное заседание *** не явился, извещался о месте и времени рассмотрения жалобы.

Защитник Кузьмин Д.В. в судебном заседании жалобу поддержал по изложенным в ней доводам. 

Изучив доводы жалобы, выслушав защитника Кузьмина Д.В., проверив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.

Как следует из материалов дела 23 февраля 2020 года в 22 часа 00 минут по адресу: *** в рамках принятия мер по предотвращению распространения на территории города Москвы коронавируса 2019-nСоV сотрудниками ОКСМ УВМ ГУ МВД России по г. Москве выявлен гражданин КНР ***, которому 16 февраля 2020 года было вручено постановление № *** от 16 февраля 2020 года Главного государственного санитарного врача по г. Москве о нахождении названного иностранного гражданина в режиме изоляции в течение 14 дней с момента вынесения постановления под медицинским наблюдением по месту проживания: г***, которым *** запрещено покидать жилое помещение по указанному адресу.

Покинув место проживания до истечения названного срока, ***, тем самым, нарушил требование постановления Главного государственного санитарного врача по г. Москве о нахождении названного иностранного гражданина в режиме изоляции, то есть нарушил режим пребывания в РФ вопреки положениям ст. 11 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ».

Указанными действиями *** совершил правонарушение, предусмотренное ч. 3 ст.18.8 КоАП РФ.

Факт совершения административного правонарушения и вина *** в его совершении подтверждается: протоколом об административном правонарушении; справкой инспектора ОПНТД ОКСМ УВМ ГУ МВД РФ по Москве майора полиции В.А.В.; копией паспорта и миграционной карты ***; сведениями ЦБДУИГ в отношении ***; копией постановлением № *** Главного государственного санитарного врача по г. Москве от 16 февраля 2020 года; иными материалами дела.

Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности в соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП РФ, судья районного суда пришел к обоснованному выводу о доказанности вины *** в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.18.8 КоАП РФ.

Административная ответственность по ч. 1 ст. 18.8 КоАП РФ предусмотрена за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в нарушении установленных правил въезда в Российскую Федерацию, в нарушении правил миграционного учета, передвижения или порядка выбора места пребывания или жительства, транзитного проезда через территорию Российской Федерации, в неисполнении обязанностей по уведомлению о подтверждении своего проживания в Российской Федерации в случаях, установленных федеральным законом.

Согласно ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ, нарушения, предусмотренные частями 1, 2 настоящей статьи, совершенные в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области, влекут наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.

Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ, характеризуется нарушением режима пребывания в Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 11 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», иностранные граждане имеют право на свободу передвижения в личных или деловых целях в пределах Российской Федерации на основании документов, выданных или оформленных им в соответствии с настоящим Федеральным законом, за исключением посещения территорий, организаций и объектов, для въезда на которые в соответствии с федеральными законами требуется специальное разрешение.

Вместе с тем согласно п. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина (в том числе иностранного гражданина) могут быть ограничены федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства

 30 января 2020 года комитетом по чрезвычайным ситуациям  Всемирной Организации Здравоохранения вспышка новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV признана чрезвычайной ситуацией в области общественного здравоохранения, имеющего международное значение.

В связи с угрозой завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV и в целях предупреждения его распространения на территорию Российской Федерации с территории Китайской Народной Республики в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» Главным государственным санитарным врачом РФ 31 января 2020 года издано постановление № 3 «О проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий по недопущению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV».

Пунктом 1.4 данного постановления предусмотрено обеспечить непрерывное медицинское наблюдение на срок 14 календарных дней граждан КНР, имеющих вид на жительство в Российской Федерации, при их возвращении из КНР. В случае появления у таких граждан КНР симптомов, не исключающих новую коронавирусную инфекцию, провести их изоляцию и лабораторное обследование.

Разделом 3 руководителям территориальных органов Роспотребнадзора предоставлено право давать обязательные для исполнения в установленные сроки предписания и (или) требования о медицинском наблюдении, медицинском обследовании, изоляции и (или) госпитализации, проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий юридическим лицам, уполномоченным органам государственной власти, гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства - больным инфекционными заболеваниями, с подозрением на такие заболевания, бывших в контакте с больными инфекционным заболеванием.

Таким образом, для защиты национальных интересов России, а также в целях обеспечения  безопасности государства, защиты здоровья населения и нераспространения новой короновирусной инфекции, указанное выше постановление распространяет свое действие на всех граждан КНР, прибывших на территорию Российской Федерации  в 2020 г.

Согласно данным ЦБДУИГ *** прибыл из КНР на территорию Российской Федерации 16 февраля 2020 года, то есть из эпицентра развития эпидемии новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, в связи с  чем в отношении него обосновано было вынесено постановление Главным государственным санитарным врачом по городу Москве о нахождении названного иностранного гражданина в течение 14 дней в режиме изоляции  с 16 февраля 2020 года под медицинским наблюдением по месту проживания, с указанием конкретного адреса, покидать которое ему было запрещено.

 Нарушив данный запрет, а именно оказавшись 23 февраля 2020 г. в 22 часа 00 минут по адресу: *** в общественном месте, *** тем самым нарушил специальный режим пребывания иностранных граждан в РФ, установленный в связи с распространением новой короновирусной инфекции.

При таких обстоятельствах действия *** образуют событие и состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст.18.8 КоАП РФ.

Протокол об административном правонарушении и другие материалы дела составлены надлежащим должностным лицом, в соответствии с требованием закона, не доверять сведениям, указанным в них, оснований не имеется, в связи с чем, судья районного суда правильно признал их допустимыми доказательствами и положил в основу обжалуемого постановления.

В жалобе защитник Кузьмин Д.В., фактически не оспаривая установленных судьей районного суда обстоятельств совершения *** административного правонарушения, ссылается на то, что применение к последнему такой меры административной ответственности, как административное выдворение за пределы Российской Федерации, является чрезмерно суровым и несоразмерным содеянному.

Названный довод заслуживает внимания.

В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом (часть 1 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях). При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Назначение дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, такой меры ответственности, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.

В соответствии с пунктом 2 статьи 27 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства не разрешается в случае, если в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства вынесено решение об административном выдворении за пределы Российской Федерации, о депортации либо передаче Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, - в течение пяти лет со дня административного выдворения за пределы Российской Федерации, депортации либо передачи Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, что не исключает серьезного вмешательства со стороны государства в осуществление права Султоновой З.А. кизи на уважение семейной жизни.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Постановлении от 15 июля 1999 г. N 11-П, конституционными требованиями справедливости и соразмерности предопределяется дифференциация публично-правовой ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении тех или иных мер государственного принуждения. В развитие данной правовой позиции Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 27 мая 2008 г. N 8-П указал, что меры, устанавливаемые в уголовном законе в целях защиты конституционно значимых ценностей, должны определяться исходя из требования адекватности порождаемых ими последствий (в том числе для лица, в отношении которого они применяются) тому вреду, который причинен в результате преступного деяния, с тем чтобы обеспечивались соразмерность мер уголовного наказания совершенному преступлению, а также баланс основных прав индивида и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от преступных посягательств.

Приведенные правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации могут быть распространены и на административную ответственность.

В Постановлении от 14 февраля 2013 г. N 4-П Конституционный Суд Российской Федерации также признал, что устанавливаемые в законодательстве об административных правонарушениях правила применения мер административной ответственности должны не только учитывать характер правонарушения, его опасность для защищаемых законом ценностей, но и обеспечивать учет причин и условий его совершения, а также личности правонарушителя и степени его вины, гарантируя тем самым адекватность порождаемых последствий (в том числе для лица, привлекаемого к ответственности) тому вреду, который причинен в результате административного правонарушения, не допуская избыточного государственного принуждения и обеспечивая баланс основных прав индивида (юридического лица) и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от административных правонарушений; иное - в силу конституционного запрета дискриминации и выраженных в Конституции Российской Федерации идей справедливости и гуманизма - было бы несовместимо с принципом индивидуализации ответственности за административные правонарушения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19 марта 2003 г. N 3-П, от 13 марта 2008 г. N 5-П, от 27 мая 2008 г. N 8-П, от 13 июля 2010 г. N 15-П, от 17 января 2013 г. N 1-П и др.).

В данном случае обстоятельств, отягчающих административную ответственность *** судьей Никулинского  районного суда г. Москвы установлено не было.

С учетом конкретных обстоятельств настоящего дела, принимая во внимание выраженную в Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации и приведенную выше правовую позицию, а также, что санкция ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ не предусматривает административное выдворение в качестве обязательного вида наказания за совершение данного правонарушения, постановление судьи Никулинского районного суда г. Москвы от 02 марта 2020 года подлежит изменению путем исключения из него указания на назначение *** административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.

 

При производстве по делу об административном правонарушении порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6-30.8 КоАП РФ,

 

РЕШИЛ:

 

жалобу защитника Кузьмина Д.В. удовлетворить.

Постановление судьи Никулинского районного суда г. Москвы от 02 марта 2020 г.,  вынесенное в отношении гражданина Китайской Народной Республики *** по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить: исключить из них указание на назначение *** административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.

В остальной части названное  постановление оставить без изменения.

 

Судья

Московского городского суда                                              О.Н. Буренина